Сложная судьба новогодней елки в России

Новогоднюю елку можно по праву считать как минимум дважды за последние 150 лет несправедливо репрессированной. И я сейчас говорю на полном серьезе.

Начнем с того, что традиция ставить на Новый год елку появилась лишь при Петре I. Позаимствовал он ее с немецкой традиции рождественского дерева. До него вообще этот праздник отмечали не 1 января, а 1 сентября. Но тогда новогодние елки на Руси не прижились и после смерти Петра ставить их перестали. Кабаки были исключением: каждый декабрь их владельцы украшали крыши свежими хвойными деревьями, по которым весь следующий год люди могли безошибочно определить расположение питейных заведений в городе и на дорогах.

Елки снова появились в России в качестве новогоднего и рождественского украшения в XIX веке. В 1817 году жена будущего императора Николая I, немецкая принцесса Александра Федоровна, установила рождественскую елку в своих покоях, как это было принято у нее на родине. Традиция прижилась при императорском дворе, но в богатых домах елка стала обязательным элементом зимних праздников только в 1840-х годах.

В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну. Ненависть ко всему немецкому охватила страну. В декабре 1914 года, когда патриотическая пресса узнала об установке елки немецкими солдатами в саратовском госпитале, разразился скандал. Враг продолжал соблюдать свою праздничную традицию, даже будучи пленным. Это напомнило патриотам, что рождественская елка — германское изобретение и ее следует запретить. В 1914 году в прессе активно обсуждали возможность запрета, но ограничились рекомендациями не ставить елки. В 1916 году Синод все же запретил устанавливать елки в публичных местах.

Большевики быстро отменили запрет на установку елок. В 1919 году в лесной школе в Сокольниках впервые провели новогоднюю елку, одобренную правительством. Инициатором стал Владимир Ильич Ленин, который лично организовал закупку подарков и провел несколько часов с детьми. С 1920 года елки стали обязательной частью праздников во всех детских учреждениях.

Елка попала в опалу сразу после смерти Ленина. Уже к концу 1924 года старый обычай высмеивали в газетах, журналах и на плакатах: «Давно пора прекратить мистическое поклонение елке и сохранить леса». Вместо того чтобы ставить елку, партия предложила отказаться от нее.

В 1926 году ЦК ВКП(б) объявил обычай устанавливать рождественскую елку антисоветским. С 1927 по 1929 годы в разных районах страны запрещали вырубку и продажу елок для религиозных праздников. 24 сентября 1929 года празднование Рождества запретили на всей территории СССР. За соблюдением закона строго следили: во время новогодних и рождественских праздников комсомольцев и профсоюзных работников отправляли проверять, не ставят ли люди елки тайно.

В конце 1935 года, всего за четыре дня до Нового года, ёлку неожиданно вернули советским гражданам. Первый секретарь киевского обкома Павел Постышев опубликовал статью в «Правде» под названием «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». В статье он осудил запреты 1920-х годов как «левые загибы», призвал немедленно отменить «неправильное осуждение ёлки» и вернуть её в дома, но теперь уже не как рождественскую, а как новогоднюю. Постышев не имел полномочий вносить такие изменения в жизнь страны в одиночку, и, по воспоминаниям Никиты Хрущёва, он обратился с этой идеей к Сталину. Сталин неожиданно поддержал его: «Выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим».

Поддержка была мгновенной: в том же номере «Правды» корреспондент сообщил, что в Москве ёлки уже активно раскупают, хотя некоторые начальники рынков выражали недовольство, считая торговлю ёлками «нарушением каких-то неизвестных правил и „баловством»». Телеграммы с приказом нарядить деревья и провести детские праздники на Новый год получили все союзные школы, детские сады, катки, дома пионеров, кинотеатры и театры.

Возвращение ёлки, ранее считавшейся буржуазным пережитком, было обусловлено и политическими причинами. 17 ноября 1935 года, выступая на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев, Сталин заявил, что жизнь стала лучше и веселее. Нарядные ёлки служили наглядным подтверждением этих слов: их начали украшать не только гирляндами, но и растяжками с лозунгами «Спасибо родному Сталину за наше счастливое детство».

Больше интересного контента ищите в телеграм-канале «Homo Culturus»